PHILOLOGIA CLASSICA

Сайт кафедры классической филологии БГУ

Кафедра классической филологии БГУ

Кафедра классической филологии БГУ

О классике бедной замолвите слово…

Профессионал, ког­да он в гу­ма­ни­тар­ном от­но­ше­нии без­гра­мо­тен, ста­но­вит­ся опас­ным.

Н. В. Карлов,
председатель ВАК России

Взяться за перо нас побудила тревога за состояние и развитие классического образования в стране.

Реформаторские течения в высшем образовании практически почти уничтожили те положительные тенденции, возникшие в национальном образовании в годы Перестройки. Эти годы можно назвать новым Ренессансом, пробудившим интерес к древним языкам и античной культуре. Именно в перестроечное время в крупных городах бывшего Союза открывались классические гимназии и лицеи, в школах повсеместно вводилась латынь. Шутка сказать, в Москве к 1989 году латынь преподавалась в трехстах школах! В планах гуманитарных факультетов высших учебных заведений увеличивалось количество часов, отведенных на древние языки. Было понятно, что воспитание профессиональной культуры специалиста в любой сфере деятельности не возможно без знания хотя бы латыни. Рост национального самосознания также способствовал развитию классических языков, являющихся ключом не только к национальной, но и к европейской культуре в целом.

Нынешнее состояние классического и гуманитарного образования — безрадостно.

С высоких трибун можно услышать, что докторов химических наук в стране мало, а вот филологов — в избытке. А то, что гуманитарные науки закладывают и воспитывают нравственные принципы, приобщают человека к истокам высокой культуры, как-то нивелируется. И то, что латынь долгое время являлась не только языком, объединяющим всю Европу, и была фундаментом образования и науки — предано забвению. Помни об этом руководство Минского государственного лингвистического университета, претендующего на роль флагмана в своей отрасли, не была бы закрыта кафедра классической филологии. К слову сказать — первая в стране, открытая стараниями кандидата филологических наук, доцента Т. Г. Казаченок.

Толчком к написанию этой статьи послужило изучение Государственного стандарта США по изучению иностранных языков в высшей и средней школе (заметим, самой прагматичной школе в мире!).

Господа, мы предлагаем Вам этот документ. Делайте выводы.

P. S. Мы благодарны доктору педагогических наук, зав. кафедрой английского языка гуманитарного факультета Людмиле Владимировне Хведчене, которая, будучи в США на стажировке, помнила об интересах отечественного образования и привезла этот документ.

Обзор «Требований к изучению иностранных языков» в США

Изучение классических языков в США на современном этапе

В начале нового века и тысячелетия изучение классических языков продолжает играть важную роль в американском образовании.

<…>

Сегодня в США латинский язык изучают около полумиллиона студентов. Древнегреческий является обязательным предметом в ведущих колледжах и университетах страны; факультативные курсы по античной цивилизации, этимологии и мифологии увеличивают значение греческого и латинского языков в программах колледжей. Непрекращающийся интерес к античной культуре существует параллельно с интересом к латинскому языку. Этому способствует и понимание того, что изучение латинского языка дает весьма эффективные навыки для изучения английского и иностранных языков. Как следствие этого, растет необходимость в новом поколении преподавателей латыни.

Популярность латыни в течение последних двух десятилетий привело к появлению ряда более эффективных учебных материалов по латинскому языку. Занятия по латыни стали более занимательными и интересными. Студенты изучают язык, делая больший акцент на оригинальные античные материалы: литературу, надписи, монеты и т. д. Студенты связывают пленные знания с другими учебными предметами, применяют их вне учебных заведений. Они рассматривают культуру и жизнь античных людей с точки зрения собственного опыт и пытаются провести сравнения.

Латынь изучается не только в высших учебных заведениях, но и в начальных и средних школах. Фактически, латынь доступна для учащихся всех возрастов, независимо от социального положения. Тысячи молодых людей из бедных районов получили возможность изучать латынь по современным программам. Дальнейшее развитие новаторских программ, учебных материалов и методик гарантирует существование курсов по классическим языкам в новом тысячелетии.

О требованиях к изучению иностранных языков

Требования к изучению классических языков состоят из пяти направлений: коммуникация, культура, межпредметные связи, сравнительный анализ, общественные связи. Каждое направление содержит две группы требований, определяющих, какими знаниями и навыками должен владеть студент. В каждой группе требований оговариваются критерии успеваемости студентов на различных уровнях: начальном, промежуточном и повышенном.

1-е направление. Коммуникация на классических языках

Данное направление предполагает коммуникацию в том смысле, в котором данный термин может быть применим к изучению классических языков. В основном именно письменные источники античного мира, от эпических поэм до надписей в Помпеях, дают основные знания и связывают нас с греками и римлянами. Соответственно, навыки чтения и перевода являются первым требованием и ключом к приобщению к античному миру… Второе требование данного направления подчеркивает важность навыков говорения, восприятия речи и выражения своих мыслей на классических языках в процессе совершенствования навыков чтения и понимания прочитанного.

Требование 1.1. Студенты читают, понимают и переводят с/на латинский или древнегреческий.

Основные критерии успеваемости на начальном уровне:

• студенты читают слова, фразы и простые предложения и соотносят их с рисунками и/или другими словами, фразами или простыми предложениями;

• студенты, ознакомившись с небольшим отрывком на латыни или древнегреческом, демонстрируют понимание прочитанного, отвечая на простые вопросы на латыни, древнегреческом или родном языке;

• студенты демонстрируют знание лексики, основных правил морфологии и синтаксиса  соответствии с требованиям данного уровня.

Основные критерии успеваемости на промежуточном уровне:

• студенты читают и понимают неоригинальные отрывки на латыни или древнегреческом, предназначенные для увеличения словарного запаса и развития языковых навыков;

• студенты, пользуясь определенной помощью, читают и понимают адаптированные отрывки из латинских или древнегреческих авторов;

• студенты читают и понимают короткие неадаптированные отрывки на латыни или древнегреческом, снабженные необходимыми комментариями;

• студенты, ознакомившись с небольшим отрывком на латыни или древнегреческом, демонстрируют понимание прочитанного, интерпретируя его смысл;

• студенты распознают некоторые фигуры речи и особенности стиля автора отрывка, прочитанного ими;

• студенты демонстрируют знание лексики, правил морфологии и синтаксиса в соответствии с требованиями данного уровня.

Основные критерии успеваемости на повышенном уровне:

• студенты читают и понимают прозаические и поэтические отрывки произведений избранных авторов, снабженные необходимыми комментариями;

• студенты интерпретируют смысл прочитанного;

• студенты распознают, объясняют и интерпретируют содержание и особенности стиля и размера прочитанных авторов;

• студенты демонстрируют знание лексики, правил морфологии и синтаксиса, характерных прочитанным авторам.

Требование 1.2. Студенты говорят, слушают и пишут на латинском или древнегреческом в процессе изучения языка.

Основные критерии успеваемости на начальном уровне:

• студенты распознают и воспроизводят латинские или древнегреческие звуки;

• студенты адекватно реагируют на простые вопросы, утверждения, приказания или невербальные воздействия;

• студенты поют на латыни или древнегреческом;

• студенты сочиняют и записывают простые фразы и предложения на латыни или древнегреческом.

Основные критерии успеваемости на промежуточном уровне:

• студенты читают по-латински или по-древнегречески громко, с правильным произношением, выделяют фразы и соблюдают интонацию, подражая образцам, которые они слышали;

• студенты адекватно реагируют на вопросы, утверждения, приказания или другие воздействия;

• студенты сочиняют и записывают фразы и предложения на латыни или древнегреческом.

Основные критерии успеваемости на повышенном уровне:

• студенты читают латинскую или древнегреческую прозу и поэзию громко, с соответствующей интонацией, соблюдая метрическую структуру и фразовое деление;

• студенты адекватно реагируют на более сложные элементы устного и письменного латинского или древнегреческого;

• студенты сочиняют и записывают отрывки из связных предложений на латинском или древнегреческом.

2-е направление. Знание и понимание античной культуры

Формирование понимания взглядов греков и римлян через изучение их обычаев и памятников материального искусства является ключом к пониманию их культуры. Главным в данном направлении является способность студентов слышать (т. е. читать) и видеть (в материальном наследии) то, что хотели донести до нас греки и римляне. Повседневная и политическая жизнь, образование, история, философия и религия, отраженные в литературе и произведениях материальной культуры, рассказывают студентам о взглядах греков и римлян. Литература, как и нелитературные записи, служит ключом к пониманию культуры; она является продуктом культуры и первичным источником понимания обычаев античности.

Требование 2.1. Студенты демонстрируют понимание особенностей античной культуры, отраженной в обычаях греков или римлян.

Критерии успеваемости:

• студенты демонстрируют познания в античной истории, обычаях, частной и политической жизни, полученные благодаря чтению произведений древнегреческих или латинских авторов, и используют эти знания при анализе древнегреческой или римской культуры;

• студенты демонстрируют знания по философии, религии и искусству древних греков и римлян, полученные благодаря чтению произведений древнегреческих или латинских авторов, и используют эти знания для понимания обычаев древних греков или римлян.

Требование 2.2. Студенты демонстрируют понимание особенностей античной культуры, отраженной в произведениях греков или римлян.

Критерии успеваемости:

• студенты различают основных греческих или римских богов и героев по именам, деяниям, сферам влияния;

• студенты применяют прочитанные ими греческие и латинские тексты для понимания греческой или римской культуры;

• студенты демонстрируют знания автора, жанра и/или литературного периода, полученные из оригинальных источников и неадаптированных текстов на латинском или древнегреческом и применяют их для понимания греческой или римской культуры;

• студенты демонстрируют знания архитектурных стилей и художественных форм, произведений искусства, археологических свидетельств и применяют их для анализа греческой или римской культуры.

3-е направление. Связь с другими дисциплинами

Данное направление подразумевает использование знаний, полученных по 1-му и 2-му направлению, при изучении других дисциплин: английского, математики, естественных наук, социальных наук и иностранных языков. Кроме того, студенты используют знание греческого или латинского для получения информации по другим дисциплинам путем чтения оригинальных произведений по этим дисциплинам.

Требование 3.1. Студенты укрепляют и расширяют знания по другим дисциплинам путем изучения классических языков.

Критерии успеваемости:

• студенты используют римские цифры;

• студенты используют свои знания латинского или греческого для понимания политической лексики, научной и технической терминологии, философских, правовых, исторических, естественнонаучных, музыкальных терминов, понятий искусства;

Требование 3.2. Студенты расширяют свои знания благодаря чтению латинских и греческих авторов и изучению античной культуры

Критерии успеваемости:

• студенты расширяют знания о греко-римском мире благодаря чтению различных текстов на латинском или греческом;

• студенты распознают сюжеты и темы греко-римской мифологии в литературе других культур;

• студенты демонстрируют знания по географии, истории, политических систем античного мира и соотносят их с современностью;

• студенты применяют знания по античной литературе для понимания всемирной литературы;

• студенты демонстрируют знание влияния античной мифологии, истории, социальной и политической систем и достижений в области искусства на мировую культуру.

4-е направление. Понимание родного языка и культуры

Данное направление связано со сравнением античного мира с современностью. Благодаря изучению латинского и древнегреческого у студентов появляется лучшее понимание структуры и лексики английского языка. Благодаря анализу общественной и частной жизни древних греков и римлян студенты приобретают умение более объективно анализировать собственную культуру.

Требование 4.1. Студенты распознают и используют элементы латинского или греческого языков для углубления знаний по родному языку.

Критерии успеваемости:

• студенты демонстрируют знание латинских и греческих корней, префиксов и суффиксов, находя их в английских словах латинского или греческого происхождения; видят связь латинских или греческих слов с их дериватами и родственными словами в английском; применяют некоторые правила словообразования и заимствования слов;

• студенты понимают латинские или греческие фразы, пословицы и аббревиатуры, используемые в английском;

• студенты более широко используют английские слова, заимствованные из латинского или греческого или связанные с латинскими или греческими словами; демонстрируют лучшую способность читать, писать и понимать по-английски благодаря знанию латинской лексики и грамматики;

• студенты демонстрируют понимание основных принципов английского языка, связанных со структурой латинского или греческого, сравнивают и противопоставляют их.

Требование 4.2. Студенты сравнивают и сопоставляют собственную культуру с культурой греко-римского мира.

Критерии успеваемости:

• студенты распознают греко-римские элементы в окружающих их зданиях, идентифицируют элементы искусства и литературы, основанные на античной культуре;

• студенты сравнивают и противопоставляют аспекты собственной общественной и частной жизни с жизнью греков и римлян; видят античное влияние на политические институты, законы, историю своей страны;

• студенты распознают влияние античной истории, общественной и частной жизни, искусства и архитектуры на общество, производят сравнительный анализ и делают выводы, основываясь на своих знаниях;

• студенты сравнивают сюжеты и героев античной мифологии с сюжетами и героями своего фольклора и культуры, распознают влияние античной мифологии и литературы на современную литературу, сравнивают и сопоставляют элементы литературы, мифологии, философии современного общества и античного мира.

5-е направление. Участие в расширении языковых и культурных связей

Данное направление предусматривает применение знаний по латинскому или древнегреческому для расширения лингвистических и культурных связей. Знание латинского или древнегреческого позволяет студентам получить более полное понимание и оценку влияния античности на современный мир, когда они попадают в новую языковую ситуацию или другую культуру. Студенты понимают связь между классическими языками и определенными профессиями, основанную на специальной профессиональной лексике. Понимание античной культуры дает студентам фундамент для анализа событий современного мира. Новые технологии и средства телекоммуникации позволяют студентам использовать информацию по античности со всего мира.

Требование 5.1. Студенты используют знания по латинскому или греческому в многоязычном мире.

Критерии успеваемости:

• студенты демонстрируют и обмениваются языковым опытом с другими людьми;

• студенты видят влияние латинского или древнегреческого на специальную профессиональную лексику; взаимодействуют с другими членами общества, связанными с различными профессиями, чтобы понять, как можно использовать знание классических языков;

• с помощью новых технологий студенты используют знание латинского и греческого для общения с другими студентами по всему миру; пользуются латинским или греческим для общения с людьми, знающими классические языки;

• студенты используют знание латинского и греческого при изучении других языков.

Требование 5.2. Студенты используют знания по античной культуре в мире, в котором сосуществуют различные культуры.

Критерии успеваемости:

• благодаря изучению античной культуры студенты понимают, что культурные различия являются неотъемлемой характеристикой общества со времен античности; сравнивают источники культурных различий в античности с таковыми в современном обществе;

• студенты делятся с другими пониманием культурных различий в античном мире; участвуют в культурных событиях, лекциях, семинарах, связанных с античностью;

• с помощью новых технологий студенты используют знания по античной культуре для приобретения нового культурного опыта;

• студенты проявляют понимание неразрывности прошлого с современностью, соотнося знания по античной культуре со своими мыслями и поступками.

Г. И. Шевченко, К. А. Тананушко

2005 г.


Studia philologica = Филологические штудии : сб. науч. ст. / под ред. Г. И. Шевченко, К. А. Тананушко ; [редкол.: А. В. Гарник и др.]. — Вып. 6. — Минск, 2005. — С. 4–15.