О нынешнем статусе дисциплин классического цикла в Республике Беларусь
Nil actum credo, dum quid super esset agendum.
Считаю, что ничего не сделано, пока что-то осталось сделать.
Лукан
<...> К сожалению, рецессия затронула не только экономику — гуманитарные науки тоже стоят на грани кризиса. «Прагматика» и «рационализм» в худшем понимании этих слов стали главными принципами высшей школы. Это привело к тому, что из типовых учебных планов высшей школы исчезли (как обязательные!) такие важнейшие мировоззренческие и нравственно-составляющие дисциплины, как этика, эстетика, логика, история религии, мировая художественная культура. Резко сократилось количество часов по иностранным языкам! Не знаю, по чьей злой воле средняя школа почти на сто процентов перешла на английский язык, но последствия данного «бума» уже видны в высшей школе: французский, испанский, немецкий стоят у черты попадания в разряд «мертвых» языков.
Естественно, что все эти «перемены» отразились и на положении классических языков. Так, латинский язык исчез из учебных планов почти всех юридических факультетов коммерческих вузов, тогда как по инициативе Евросоюза 2008 год объявлен годом изучения римского права, что невозможно без знания латыни. Кроме того, отказ от дисциплины, формирующей уровень будущего специалиста, скажется на его специальной подготовке, умении работать с научной литературой.
К счастью, еще никто не смог оспорить то, что латинский язык и римское право являются фундаментом юриспруденции как отрасли знаний.
Удивление вызывают и типовые учебные планы по современным иностранным языкам, разработанные под эгидой Минского государственного лингвистического университета, где латинскому языку отводится жалких 32 часа, а формой отчетности является — зачет! Забывается даже такой очевидный факт, что в том же английском языке на долю латыни приходится львиная доля лексики, скажем, из 20 000 частотных лексем на латынь приходится 10 400, на греческий — 2 200, на англосаксонскую лексику — 5 400 слов. Кстати, в учебных планах МГЛУ не учитывается специфика романского направления. У романистов тоже 32 часа латыни и, к нашему удивлению, отсутствует курс народной латыни. Все указанные издержки повлияют на уровень подготовки будущего языковеда, а, если учитывать еще и тот факт, что в современной мировой лингвистике сравнительное языкознание занимает одно из первых мест, подобный пробел в подготовке скажется как на состоянии и уровне филологической науки в республике в целом, так и на подготовке кадров высшей квалификации в частности.
Очень жаль, что чиновники от науки забыли старую латинскую истину: Primum non nocere! — Прежде всего — не вредить. Мы же будем руководствоваться другой: Invia virtuti nulla est via — Для добродетели нет непроходимой дороги.
Г. И. Шевченко
2009 г.
Филологические штудии = Studia philologica : сб. науч. ст. / под ред. Г. И. Шевченко, К. А. Тананушко ; редкол.: А. В. Гарник [и др.]. — Вып. 7. — Минск, 2009. — C. 3–4.